Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Глава 2. Физическая культура в Средние века



В различных частях мира к феодальным формам физической культуры пришли не в одно время. В таких регионах, как Индия, Китай, Япония и др., где развитие шло постепенно, главную роль играли традиции. Здесь не отказались от старых форм физического воспитания, а лишь видоизменили его. Однако на огромной территории бывшей Римской империи преобразования рабовладельческой формации сопровождались значительными изменениями, обусловленными влиянием стран-завоевателей и стран, стоящих выше в своем культурном развитии. Так, на физическую культуру в русских княжествах значительное влияние оказали Византия и Золотая Орда, на венгров и поляков — немецкие рыцарские ордена, на ряд народов стран Европы — Турция, а на японцев — китайцы.

Значительную роль в создании феодальных форм физической культуры сыграли различные мировые религии: буддизм, христианство и ислам, которые были тесно связаны с государствами, выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или сами приспосабливались к ним. Однако отношение к физической культуре представителей той или иной веры было различным.

Православная церковь довольно спокойно относилась к западноевропейскому аскетизму. Поэтому многие традиции народов Европы (турниры германцев, ирландские игры, физическое воспитание детей французского и английского государств, проходившее в организованных рамках) не предавались анафеме. Но в целом церковь, заботившаяся о воспитании и образовании паствы, провозглашала презрение к физическим упражнениям, и в большинстве педагогических учреждений были отменены занятия физической культурой, умалчивались античные принципы воспитания детей. Разница во взглядах на физическое совершенство человека в Древней Греции и в период Средневековья ярко просматривается через изменение понятия “аскетизм”. Греческим словом “аскет” (упражняющийся в чем-нибудь) в период Средневековья стали называть человека, который презрел тело, терзает его и закаляет лишь дух. Идеалом тела становится тело распятого Христа, измученного страданиями во имя спасения человечества. Это, конечно, не символ физической силы и гармонично развитого человека, а святой образ аскетичного монаха, отшельника, отказавшего себе в каких-либо жизненных удовольствиях.


Наверх