Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Музыка, театральное искусство



Музыкальное Возрождение, сложившись в своих первоначальных формах в XIV в. как направление «Новое искусство» в Италии (Ф. Ландино) и Франции (Гилбом де Машо) впоследствии выдвинуло ряд новых полифонических школ: английскую (Дж. Данстейбл, XV в.), нидерландскую (XV – XVI вв.), французскую, немецкую, римскую, польскую, чешскую и др. (XVI в.).

Профессиональное многоголосие развивалось на почве национального народного творчества, влиявшего на светскую и церковную музыку. Получили самостоятельное развитие жанры светского музыкального искусства, наполненные гуманистическим содержанием и яркой образностью. Среди них повсеместно распро­странен мадригал (родина его - Италия, мастера Л. Маренцио, Джезуальдо ди Веноза) и французская многоголосная песня (Манекен, Орландо, Лассо); в праздничном красочном культовом искусстве венецианцев (А. и Дж. Габриели) обнаруживаются светские устремления Возрождения, настолько сильные, что в период Контр­реформации ставится вопрос об изгнании многоголосия из религиозно­го культа. И только музыкальная реформа главы римской школы Палестерины, отразившая, в свою очередь, некоторые прогрессивные тенденции Возрождения, спасла полифонию для католической церкви. Освободительное движение народных масс в эпоху Возрождения породило протестантские гимны: чешские (гуситские песни), немецкие (лютеровский хорал), французские (гугенотские псалмы), польские (псалмы М. Гомулки) и др.

Возрождение дало мощный толчок развитию инструментальной музыки (вариации, фантазии, пьесы для лютни, виолы, скрипки, клавесина, органа и т.д.). Эпоха Возрождения завершилась возник­новением самостоятельного стиля оркестрово-ансамблевой и органо-клавирной музыки (А. и Дж. Габриели) и созданием новых музыкаль­ных жанров - оперы, кантаты, оратории, сольной песни. Опера, с ее гомофонно-речитативным складом, возникла во Флоренции как попытка воскресить античный театр - идея, характерная для всего Возрождения. Идеи Ренессанса обогатили также науку о музыке (Глареан в Швейцарии, Дж. Царлино и В. Галилей в Италии, Ф. Салинас в Испании).

Прогрессивное гуманистическое содержание эпохи Возрождения получило яркое раскрытие в театральном искусстве, ставшем могу­чим средством борьбы против феодально-церковной идеологии, проводником нового отношения к человеку и жизни. Демократический характер освободительных устремлений эпохи Возрождения создал основу расцвета национальной театральной культуры. В ряде стран складывается оригинальная драматургия, пронизанная новым гумани­стическим мировоззрением. Центральное место в произведениях драматургии того времени занимает образ человека, наделенного чертами мощной индивидуальности; перед актером встает задача раскрытия его сложного внутреннего мира, создания психологически глубоких и многогранных характеров. Этим обуславливаются особенно­сти реализма в театре эпохи Возрождения, для которого характерны воспроизведение традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагического и комического, поэтических и буффонно-площадных элементов, высокая поэзия и патетика. В эпоху Возрождения происходит профессионализация театра, зарож­дается теория драмы и актерского искусства, создаются первые театральные здания.


Наверх