Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Культура России в ХIХ веке



Культура России в I-ой половине ХIХ в. В первой половине ХIХ в. в экономической и общественной жизни страны обозначались процессы, связанные с разложением крепостнической системы., развитием капиталистического уклада, формированием новой социальной структуры общества. Начало века - это время культурного и духовного развития общества. Отечественная война 1812 г. способствовала росту национального самосознания русского народа, сплочения всех слоёв населения в борьбе с неприятелем.
Важнейшей особенностью русской культуры первой половины XIX в. является ее демократизация. В русскую культуру всё больше приходят представители непривилегированных сословий: мелких дворян, разорившихся помещиков, мещан, крестьян. Демократизация культуры проявлялась и в изменении тематики произведений литературы, живописи, музыки: с 30-40-х гг. сильнее стала звучать тема простого народа.

  • Особое место в развитии культуры занимало просвещение. В стране создавалось три ступени школ:
    • низшая (приходские, уездные училища),
    • средняя (гимназии),
    • высшая (университеты).

Возросло влияние Церкви на школу.

Показателем развития просвещения в России был рост изданий книг, журналов и газет. Помимо государственных типографий, появились и частные. Число периодических изданий за половину века увеличилось в 3,5 раза. Большую роль в общественной жизни играли журналы, особенно "Современник", "Отечественные записки". Росло число общественно-культурных заведений (библиотеки, выставки, музеи). Первой публичной библиотекой стала Петербургская (1814 г.). Наиболее известными были промышленные, сельскохозяйственные выставки.
Существенных успехов в первой половине века добилась русская наука: в математике (Н.И. Лобачевский), физика (Б.С. Якоби), химии (А.М. Бутлеров), медицине (Н.И. Пирогов), агрономии, географии, в области гуманитарных наук. Важными центрами науки, кроме Академии Наук, были университеты: Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский. В 1839 г. открылась Пулковская обсерватория.
В начале века были организованы и проведены научные экспедиции, результатами которых были географические открытия в Ледовитом и Тихом океанах. Осуществлены геологические, биологические и этнографические исследования Сибири, Урала, Дальнего Востока, Средней Азии, Алтая, Саян. В 1803 г. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое кругосветное плавание, в результате которого были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах. В 1821 г. экспедиция М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена отправилась к южному полюсу. Центром географических исследований стало Русское географическое общество.
Успешно развивались историческая наука: Н.М. Карамзин написал "Историю государства Российского" в 12-ти томах. Крупнейшим представителем российской историографии был С.М.Соловьев - профессор Московского университета, автор "Истории России с древнейших времен" в 29-ти томах. Изучение всеобщей истории было представлено трудами профессора Московского университета Т.Н.Грановского.
В ХIХ в. ведущей областью культуры становится литература, для которой была характерна быстрая смена различных направлений: классицизм ХVIII в. сменяется сентиментализмом, на смену ему идет романтизм, а затем и реализм. Для романтизма декабристов, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова характерны оптимизм, героика, борьба за идеалы свободы и достоинство личности. Реализм в русской литературе связан с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, Н.А. Некрасова и др.
Крупное общественное значение приобрел русский театр. Классическими произведениями драматургии этого периода являлись "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Горе от ума" А.С. Грибоедова и позднее, к 50-м гг. - пьесы А.Н. Островского. Лучшими актерами были М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, А.Е. Мартынов и др., ведущими драматическим театром был Малый театр в Москве.
В первой половине ХIХ в. в России формируется музыкальная школа. Впечатляющи были достижения русской музыки в создании национальной оперы (А.А. Алябьев, А.Н. Верстовский, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский).
В направлении классицизма развивалось русское зодчество. В столице было возведено здание Главного Адмиралтейства (арх. А.Д. Захаров), ансамбль стрелки Васильевского острова со зданием Биржи (арх. Тома де Томон), Главный штаб, Александринский театр, Сенат и Синод (К.И. Росси). В этот период построены два прекрасных собора в Петербурге - Казанский (А.Н. Воронихин) и Исаакиевский (А.А. Монферран). В Москве О. И. Бове создает в классическом стиле ансамбль Театральной площади с Большим театром, здание Московского университета на Манежной площади возводит Д.И. Жилярди. Лучшими произведениями скульптуры этой эпохи были: памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве (скульптор И.П. Мартос), монумент М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли (скульптор Б.И. Орловский), скульптура "Укрощение коня" на Аничковом мосту через реку Фонтанка в г. Петербурге (П.К. Клодт).
В живописи происходил отход от академизма, для которого были характерны библейско-мифологическая тематика, преклонение перед канонами античного искусства.
Новые тенденции в русской живописи развивалась вне ее стен. В.А. Тропинин, О.А. Кипренский (оба крепостные) в портретах передают духовный мир человека. А.Г. Венецианов создавал картины бытового жанра, изображавших сельский быт крестьян, его называют "отцом русского жанра". Его кисти принадлежали картины "Гумно", "На пашне". В духе критического реализма работал П.А. Федотов, его называли "Гоголем в живописи". В жанровых картинах и в больших полотнах он высмеивал царство купечества, армейский быт офицерства, спесь чиновничьего мира ("Свежий кавалер", "Сватовство майора", "Игроки" и др.). П.А. Федотов был предшественником передвижников. Картины и портреты К.П. Брюллова отражают его тяготение к реализму ("Последний день Помпеи", "Автопортрет" и др.). Особое место в живописи занимает творчество А.А. Иванова. Главным его произведением стала картина "Явление Христа народу", которую он писал в течение 20 лет. Лучшие творения мастеров попадали в коллекции дворян, оставались в запасниках Академии Художеств, их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда свои двери открыл Эрмитаж.
Русская культура других народов России 1-й половине ХIХ в. внесла значительный вклад в общемировой культурный процесс.


Наверх