Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Глава 2. Понятие государства



1. Многообразие подходов к определению понятия «государство».

2. Признаки государства.

3. Сущность государства.

4. Этатизм и анархизм в понимании государства.

1. Многообразие подходов к определению понятия «государство»

Государство интересовало исследователей на всех этапах развития общества, как в Древнем Востоке, так и в Новейшее время. На первом этапе зарождения государственно-правовых учений в основном рассматривались различные формы осуществления власти и организации населения на территории государства. На современном этапе интерес вызывает государство как единая система, а также межгосударственные союзы.

Понятие «государство» впервые становится объектом исследования в работе Аристотеля «Политика», где он говорит о том, что государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения – это общение и называется государством или общением политическим.

В Древнем Риме Цицерон говорит, что государство – соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.

В Западной Европе в XVI в. происходит осмысление учений Аристотеля в трудах Ж. Бодена, который определяет государство как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти.

Так, Еллинек считал, что государство – целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.

Большое количество трактовок государства встречается в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия.

Представители отечественной юридической мысли указывают, что определение понятия «государство» интересовало ученых, политических деятелей во все времена.

М. В. Ломоносов сравнивал государство с пчелиным роем, где «один владетель повелевает, прочие внимают послушанию. Он один каждому труды разделяет: ленивых и к делу неспособных выгоняет из улья, как из гражданского общества; прочие пчелы в назначенных трудах обращаются примерно». Это идеалистическое понимание государства без учета классовых противоречий, раздиравших русское феодальное общество, было характерно для передовой части дворянских историков первой половины XVIII в. Но в отличие от дворянских идеологов «просвещенного абсолютизма» Ломоносов ставил вопрос о просвещении и материальном благосостоянии народных масс, а не о сохранении дворянских привилегий.


Наверх